Понедельник, 02.12.2024, 15:10
Приветствую Вас Гость

Эмкина семья

Главная | Регистрация| Выход | Вход| RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Авторское право
tane4katainaДата: Воскресенье, 23.05.2010, 17:53 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 550
Репутация: 1
Статус: Offline
Украинское законодательство предусматривает охрану фотографий авторским правом (подпункт 8 пункта 1 статьи 5 Закона Украины "Об авторском праве и смежных правах”). Но ни в законе об авторском праве, ни в других нормативно-правовых актах нет определения термина "фотография”. В связи с этим, в судебной практике часто возникают ситуации, когда судьи самостоятельно должны принимать решение о том, распространяется ли значение этого термина (и соответственно правовая охрана) на изображения, которые зафиксированы, например, на микропленке или слайдовой пленке. На наш взгляд, ответ должен быть утвердительным. Чтобы аргументировать свою точку зрения, попробуем дать определение термину "фотография”. Для этого обратимся как к доктрине, так и к иным источникам.

Что такое "фотография”?

Известный специалист в области авторского права В.Л.Чертков под фотографированием понимает съемку, дающую окончательный позитивный снимок. Но и негатив, по его мнению, также является объектом авторского права, так как он обладает объективной формой, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора. Авторы "Словаря издательских терминов” считают, что "фотография — это совокупность методов воспроизведения изображений с помощью проецирования отражаемых ими световых излучений на поверхность светочувствительного материала и последующего получения этих изображений на непрозрачном или прозрачном материале”. "Глоссарий терминов по авторскому праву и смежным правам Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС)” дает следующее определение: "Фотографическое произведение — изображение реальных объектов, получаемое на поверхностях, чувствительных к свету или другому излучению”. На наш взляд, наиболее удачным является следующее определение термина, предложенное группой специалистов ВОИС при разработке Принципов охраны фотографических произведений: "Фотографиями следует считать недвижущиеся изображения, получаемые на поверхностях, чувствительных к световому или иному излучению, вне зависимости от технической природы процесса получения изображений (химического, электронного или иного)”.

Исторический экскурс

Фотографии и иные произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, стали признаваться в Украине объектами авторского права без каких-либо исключений и дополнительных условий только с 23 февраля 1994 года. Согласно действовавшим до принятия Закона Украины "Об авторском праве и смежных правах” нормам части 2 статьи 473 ГК УССР в качестве условия авторско-правовой охраны фотографий предъявлялось требование об обязательном указании на каждом экземпляре произведения имени автора, места и года выпуска произведения в свет. Если это требование не выполнялось, на произведение не распространялось авторское право, а опубликованные фотографии становились общественным достоянием. Это условие подвергалось справедливой критике в юридической литературе, так как оно явно не согласовывалось с общим принципом отсутствия формальностей как условия охраны произведений авторским правом. В настоящее время охрана фотографических произведений по нормам авторского права больше не обусловливается выполнением каких-либо формальностей.

Авторские права фотожурналиста

Журналист должен знать, кому и для каких целей использования принадлежит то или иное из авторских прав на произведение. Этот вопрос является очень важным.

Итак, когда фотожурналист создает произведение в порядке личной инициативы, все авторские права на фотографию принадлежат ему. Только он имеет право определять когда, где и с какой целью будет опубликовано произведение.

По-иному решается этот вопрос в том случае, когда журналист состоит в штате журнала или газеты. Исходными моментами при определении прав журналиста в этом случае являются вопрос авторства, наличие трудовых отношений с работодателем и условия заключенного договора. Согласно статье 11 Закона Украины "Об авторском праве и смежных правах”, первичным субъектом, которому принадлежит авторское право, является автор. Эта же норма закреплена и в п.1 статьи 20 указанного закона: "Авторское право на произведение, созданное по договору с автором, который работает по найму, принадлежит его автору”.

Таким образом, предусмотренные законом общая и специальная нормы однозначно устанавливают, что авторские права на произведение, в том числе и созданное по договору найма, принадлежат его автору. Однако из этого правила есть одно исключение: в пункте 2 статьи 20 Закона Украины "Об авторском праве и смежных правах” законодатель специально оговаривает права работодателя: "Исключительное право на использование такого произведения принадлежит лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если иное не предусмотрено договором”. Отсюда следует вывод, что в период работы фотожурналиста в журнале или газете некоторые свои права на произведение он делит с работодателем. И, в то же время, издатель обладает правами на использование фотографии в отношении только тех целей использования, которые связаны именно с деятельностью средства массовой информации или оговорены дополнительно в авторском договоре с журналистом.

Право работодателя на произведение автора

При каких же условиях применяются положения пункта 2 статьи 20 Закона Украины "Об авторском праве и смежных правах”? По нашему мнению, существует пять таких условий. Во-первых, журналист должен являться работником по найму (трудовому договору), а не внештатным сотрудником или независимым работником, оказывающим услуги по гражданско-правовым договорам. Во-вторых, произведение должно быть создано журналистом в качестве сотрудника издания, работающего по договору найма — в порядке выполнения своих служебных обязанностей. В-третьих, произведение должно быть создано именно для целей публикации в журнале или газете. В-четвертых, размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются в обязательном порядке в договоре между автором и работодателем. И, в-пятых, работодатель имеет право использовать созданное журналистом произведение только в тот период, когда автор пребывает с ним в трудовых отношениях.

Советы

По мнению составителей "Глоссария терминов по авторскому праву и смежным правам Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС)”, автором, работающим по найму, следует считать лицо, которое создает произведение по договору о работе или службе по найму на нанимателя. Термин "договор найма”, употребляемый в статье 20 Закона, характеризует взаимоотношения автора с работодателем. Этот термин следует отличать от термина "договор по оказанию услуг”, который используется для характеристики статуса автора по договору гражданско-правового характера. Созданные автором по таким договорам произведения не подпадают под действие положений пункта 2 статьи 20. При решении же вопроса о том, создано ли произведение в порядке выполнения журналистом своих служебных обязанностей, следует исходить из следующего: являются ли обязанности автора, работающего по найму, элементом деятельности данного издания, а выполняемая им работа — неотъемлемой частью такой деятельности. Это означает, что в уставе издания обязательно должно быть указано, каким видом деятельности занимается журнал или газета, а служебные обязанности журналиста должны быть согласованы с уставными задачами СМИ. Касаясь цели создания произведения в порядке найма, следует отметить, что для того, чтобы работодатель мог использовать фотографию в издании, это произведение должно быть создано обязательно для публикации в периодических изданиях. Во всех других случаях работодатель имеет право использовать эти произведения только, если сможет доказать, что произведение создано во исполнение конкретных условий договора найма. Как следует из положений пункта 2 статьи 20 Закона Украины "Об авторском праве и смежных правах”, размер авторского вознаграждения автору должен устанавливаться в отдельном договоре. Это означает, что заработная плата и авторское вознаграждение, выплачиваемые журналисту, — не одно и то же. И если автор при заключении договора найма не отказался письменно от авторского вознаграждения за использование созданных им служебных произведений в пользу заработной платы, то он, в соответствии с законом, вправе претендовать на дополнительное авторское вознаграждение. И, наконец, последнее условие: в пункте 2 статьи 20 Закона об авторском праве в фразе "...принадлежит лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю)...” слово "состоит” приведено в настоящем времени. Следовательно, пока журналист работает в штате журнала или газеты, работодатель имеет право использовать созданные автором служебные произведения. Но когда автор уволился, работодатель лишается этого права.

В.В.Ситцевой,
судебный эксперт-оценщик объектов интеллектуальной собственности Киевского НИИ судебных экспертиз

авторское право на фотографии
http://www.medialaw.ru/publications/zip
_________________________________________________________


Твоя улыбка-словно СОЛНЫШКО! Ты добротой всех согреваешь...
Признайся,у тебя есть крылышки, Но ты их ото всех скрываешь!

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Меню сайта

Поиск

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Погода в Киеве
  • Общение членов Кинологического Союза Украины на любые темы
  • КИНОЛОГИЧЕСКИЙ СОЮЗ УКРАИНЫ. Официальный сайт
  • клуб американского кокер спаниеля форум выставки щенки, Cocker-Club
  • SPANIELS HOUSE kennel
  • КРАСИВЫЕ НОМЕРА, И ВСЕ ДЛЯ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ.
  • Американские кокер спаниели в Сочи
  • Интеллектуальный Форум Кинологов
  • Star Inlay Cockers
  • НБУ курс доллара
  • Форма входа
    Статистика
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz